Адрес Современника:
Чистопрудный б-р, 19 а, м. Чистые пруды
Московский театр Современник основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.
Основатели театра Современник - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. театр Современник родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, в годы, косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой "мертвечины", для того, чтобы в новых условиях осваивая и развивая метод К.С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр.
Основой репертуара театра Современник всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни театр Современник старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.
К исходу 60-х Московский театр Современник был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши театр Современника", залы были заполнены до отказа. Спектакли театра Современник: "Вечно живые", "В день свадьбы", Традиционный сбор" Виктора Розова, "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение" Александра Володина, "Голый король" Евгения Шварца, "Без креста!" по Владимиру Тендрякову, "Двое на качелях" Уильяма Гибсона, "Всегда в продаже" Василия Аксенова, "Обыкновенная история" по Ивану Гончарову, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби, "На дне" М. Горького и многие другие стали театральной легендой.
А афише театра Современник рядом с уже хорошо известными именами Виктора Розова и Александра Володина появились имена новых авторов театра Современник - Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина и других.
Театр Современник одну из главных своих задач видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для театра Современник и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом.
За почти четыре десятилетия своей истории театр Современник много гастролировал". Он был в Сибири и в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Закавказье, В Прибалтике и на Урале. Он побывал во всех страна Восточной Европы, а с недавнего времени в Италии, Германии, США, Швейцарии, Финляндии. Особое место в гастрольной судьбе театр Современника" занимают поистине гастроли в Нью-Йорке на Бродвее, состоявшиеся в 1996 и 1997 годах. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. "Три сестры" и "Вишневый сад" А.П.Чехова и "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Свидетельством чему стало награждение театра общенациональной премией США в области драматического искусства "Drama desk award". Эта награда присуждается без малого сорок лет. И впервые за столь долгую историю премии ею был отмечен театр из-за рубежа - театр Современник.
Как и любой театр, Современник знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла театр Современнику" выстоять.
Театр Современник выстоял. В его труппе рядом с основателями театра Галиной Волчек, Лилей Толмачевой, Игорем Квашой и мастерами старшего поколения Ниной Дорошиной, Людмилой Ивановой, Геннадием Фроловым блистательно работают Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев. В театре сформировались и стали серьезными актерами Елена Яковлева, Елена Миллиоти, Елена Козелькова, Тамара Дегтярева, Галина Петрова, Марина Хазова, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов, Василий Мищенко, Валерий Хлевинский, Валерий Шальных. Рядом с ними большие, ответственные роли играют молодые - Мария Аниканова, Ольга Дроздова, Екатерина Семенова, Чулпан Хаматова, Илья Древнов, Максим Разуваев, Александр Хованский, Сергей Юшкевич ...
Почти четверть века ведет театр Современник Галина Борисовна Волчек - режиссер и актриса, с именем которой связаны многие победы театра. Но, думается, главная победа Галины Волчек состоит в том, что все эти годы ежедневно она трудилась над тем, чтобы реализовать мечту основателей театра Современник - создать ансамбль единомышленников.
Это широкое понятие, и оно включает в себя общие творческие, этические и гражданские устремления. Театр Современник родился как протест против засилья лжи в искусстве, и в жизни. Стойкую преданность зрителей он завоевал умением слышать и выражать время и ценить правду.