Адрес театра им. Островского:
Волгоградский проспект, 121, м. Кузьминки
Каждый этап истории Московского
областного драматического театра
им. А. Островского емко и точно
отражает особенности того или
иного времени.
Самое-самое начало...
4-й колхозно-совхозный
Михайловский театр создан на
основе театральной бригады
Фрунзенского Дома работников
просвещения. Бригадой руководил
артист МХАТа им. М. Горького
Сергей Николаевич Сверчков.
Каждый желающий вступить в
бригаду «должен быть членом
профсоюза, пройти вступительные
испытания, определяющие его
театральные способности, и
всячески содействовать росту и
укреплению бригады».
18 января 1935 года в г.
Михайлове Московской области
спектаклем «Альбина Мегурская»
по пьесе Шаповаленко был открыт
4-й колхозный театр Московской
области. Тогда в нем работали 14
актеров, художественный
руководитель и машинист сцены.
Так что нашему театру уже больше
70-ти лет!
За первое полугодие, у себя на
стационаре и в поездах по
«закрепленным за театром»
Михайловскому, Захаровскому,
Серебряно-Прудскому и
Больше-Коровинскому районам,
новая труппа сыграла для 14,5
тысяч колхозников, рабочих и
служащих. В репертуаре театра
тогла были «На бойком месте» А.
Островского (выдвинутая на
Всероссийский смотр колхозных
театров), «Юбилей»,
«Предложение», «Ведьма», «Ночь
перед судом» (тогда, как и
сейчас одноактовые
комедии-воедвили А. Чехова были
невероятно любимы театрами и
зрителями).
После спектаклей актеры
проводили беседы и обсуждения со
зрителями...
Первые награды.
В первые же годы своего
существования театр награжден
«переходящим Красным Знаменем
колхозных театров», а его актеры
и режиссеры не раз удостаивались
грамот и дипломов.
Хотя эти первые годы для нового
театра были во многом
экспериментальными, но уже к
1938 г. он стал одним из
наиболее крепких коллективов в
Управлении театрально-зрелищных
предприятий Мособлисполкома. До
250 спектаклей в год.
Значительный шаг вперед в
мастерстве – спектакль «Проделки
Скапена» по Мольеру (показан 135
раз!) В репертуаре –
произведения А. Островского, М.
Горького, К. Тренева.
В январе 1940 г. театр отметил
свое пятилетие. К этому моменту
он побывал в 300 городах и селах
Московской, Тульской, Рязанской
областей и сыграл 20 премьер.
А в Европе уже полыхал пожар
войны, которая вскоре стала
мировой и перехлестнула границы
нашей страны...
О фронтовых буднях... Вспомним о
«друзьях-товарищах, об
огнях-пожарищах» в год 60-летия
Великой Победы
С первые же дни Великой
Отечественной войны был изменен
репертуар. Это было связано
отчасти с тем, что несколько
актеров ушли на фронт, в
действующую армию. Но главная
причина была в другом –
репертуар надо было пополнить
спектаклями, которые были бы
созвучны времени. Возобновили
спектакль «Любовь Яровая» по
пьесе Тренева. А затем в афише
появились постановки «Партизан в
степях Украины» по пьесе А.
Корнейчука и «Бессмертный» по
пьесе А. Арбузова и А. Гладкова.
Тогда же в театре была
сформирована «фронтовая
бригада». Входивште в нее актеры
П. Кулешов, Ф. Севастьянов, Г.
Сорокин, А. Плескачевский и
другие, баянист В. Цветков,
рабочий сцены Н. Назаров на
Калининском и Карельском фронтах
дали 213 спектаклей и концертов.
Это были не только «агитки» или
озорные, сатирические действа,
но и серьезные, глубокие
спектакли.
25 июня 1943 г. театру была
объявлена благодарность от
Исполкома Мособлсовета.
За это время изменилась и
структура театра, и его
руководство; обновился актерский
состав. а сам театр стал
именоваться (с 12 сентября 1942
г.) Московским областным
колхозным драматическим театром
им. А. Островского...
Фронтовые пути-дороги каждому
запомнились по-разному. Были и
страшные моменты, и такие.
которые потом вспоминались
участниками «фронтовой бригады»
с веселым смехом. Как всегда,
жизнь преобразовалась в
бесчисленное количество
актерских баек. И, может быть со
временем, они станут основой
спектакля о том, как актеры
ездили на фронт...
ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА - ЗВЕЗДЫЕ ИМЕНА
Имя великого русского драматурга
и одного из реформаторов
российской сцены наш театр носит
не случайно. У его истоков -
такие мастера прославленной
труппы "Дома Островского" -
Малого театра, как замечательная
актриса и педагог Вера
Николаевна ПАШЕННАЯ.
В 30-е годы в нашей стране в
мире сцены шли параллельно два,
вроде бы взаимоисключающих друг
друга, процесса. Соединялись,
"сливались" небольшие труппы. "Стационировались"
- как бы привязывались к
определенному городу "бродячие
коллективы" (а таких еще со
времен гражданской войны и
первых послевоенных лет было
множество...). "Бездомные
труппы" получали, таким образом,
здания, какую-то определенность
и перспективу. Но одновременно
создавались и новые театры,
задачей которых было
"обслуживать глубинку".
Несколько таких коллективов было
образовано в Подмосковье, даже
имея репетиционную базу, они
изначально задумывались как
разъездные. Чтобы сразу задать
серьезный творческий уровень,
эти коллективы "усилива-лись"
или патронировались крупными
мастерами из прославленных
театров. Вот так одна из
подмосковных трупп, созданная в
1935 году при поддержке В. Н.
Пашенной и других мастеров
Малого театра, и организованный
в то же время 4-й
колхозно-совхозный Михайловский
театр, впоследствии были
объединены в коллектив,
получивший имя А. Н.
Островского.
Сейчас даже трудно представить
эту вечную "колесную жизнь".
Выступления на неприспособленных
площадках. Подготовка к
спектаклю в холодных закутах,
отгороженных от публики и буфета
ширмами или просто тряпками.
Случалось делать грим и
переодеваться в костюмы
персонажей прямо в автобусе. И
какие это были автобусы!
Развалюхи эти требовали
постоянного ремонта. Только
много позже, спустя почти два
десятилетия после Победы, при
министре культуры В. Фурцевой
появились так называемые "фурцевские
автобусы": нечто вроде обычных
малогабаритных "пазиков", в
которых задняя часть была
отгорожена и превращена в
грузовой отсек для декораций.
Но и в этих условиях, задолго до
того, как театр им. А.
Островского, вместе с другими
областными сценическими
коллективами, переехал в
огромное здание МОДИ -
Московского областного Дома
искусств в столичных Кузьминках,
- в нашем театре творили
замечательные мастера сцены. Это
такие известные в прежние годы и
сейчас режиссеры, как Георгий
ТОВСТОНОГОВ, Феликс САКАЛИС,
Ефим ТАБАЧНИКОВ, Роман ВИКТЮК...
И не менее знаменитые,
блистательные артисты прежних и
нынешних лет - Алла ТАРАСОВА,
Людмила АРИНИНА, Михаил ЖАРОВ,
Лев БОРИСОВ, Георгий БАЛАНДИН,
Светлана КОРКОШКО, Светлана
БРАГАРНИК...
ОТ ПЕРЕМЕНЫ К ПЕРЕМЕНЕ,
или
НА ТЕАТРЕ ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ
СЛАГАЕМЫХ СУММА ИЗМЕНЯЕТСЯ
Обычно в сознании людей перемены
в стране не складываются в
преемственный ряд, а
воспринимаются как череда идущих
в беспорядке друг за другом
эпизодов. Но в судьбе одного
человека и, тем более в истории
театра, справедлива старая
истина: "не нами начато - не
нами закончится". Во времена ли
застоя, в вареве перестройки и
после-перестроечных лет
Мособлдрамтеатр им. А.
Островского продолжал меняться,
развиваться и общаться с новыми
поколениями зрителей. Эта жизнь
и это творчество, отражая
надежды и разочарования,
заблуждения и прозрения
современников, были осмысленны -
хотя и не всегда прямолинейны и
понятны самим участникам. И к
своему 70-летию театр пришел
обновленным: в репертуаре и
режиссуре, в руководящем и
актерском составе.
Произошло это не само по себе, а
стало итогом предыдущего этапа.
За 30-летие от конца 50-х до
конца 80-х годов в театре
ставились и знаменитые
классические и зарубежные вещи,
например - "Село Степанчиково"
Ф. Достоевского,
"Бесприданница", "Поздняя
любовь" А. Островского, "Девушка
с кувшином" Лопе де Вега,
"Женитьба Фигаро" П. Бомарше,
любимейшие детские сюжеты, а
также произведения лучших наших
современных авторов - А. Штейна,
Г. Бакланова, А. Володина, В.
Тендрякова, В. Распутина, А.
Вампилова, Коростылева, В.
Шукшина, Л. Жуховицкого, А.
Галина, И. Друцэ, В. И.
Дворецкого...
Спектакли ставили такие заметные
ныне режиссеры, как И.
Райхельгауз, В. Портнов и
другие. И сложился тот состав
актеров старшего и среднего
возраста, который ныне
составляет костяк труппы.
А сам театр обрел свое нынешнее
пристанище - В МОДИ (Московском
областном Доме искусств) в
столичных Кузьминках.